Даже зубной порошок можно разрекламировать как средство лечения от всех болезней — этим и пользуются нынче многие производители биологически активных добавок (БАДов). Если на Западе БАДы применяются давно и вполне цивилизованно, то у нас на рынке добавок царит полный бардак. Поток людских жалоб в Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор привел к тому, что чиновники подготовили законопроект, призванный усилить контроль за рекламой биологически активных добавок. Но его принятие может выйти боком как раз добросовестным производителям.Новый законопроект оговаривает, что в рекламе БАДов должна присутствовать фраза, что это не лекарство, а пищевой продукт, — правда, уточняют, что БАДы можно использовать в качестве средств профилактики заболеваний. Кроме того, закон призван запретить продавать БАДы везде, кроме аптек и специализированных магазинов. В их рекламе не должно быть ссылок на конкретные случаи излечения людей.
В то же время многие эксперты не сомневаются, что новые рекламные ограничения ударят в первую очередь по карману как раз таки добропорядочных отечественных производителей. Многие из них просто не имеют средств на то, чтобы зарегистрировать свои препараты в качестве лекарств: для этого нужны годы и миллионы. Получить разрешение на их использование в качестве БАДов куда как проще: БАДы регистрирует Институт питания — наряду с йогуртами, конфетами, колбасой и прочей едой.
— Я позитивно отношусь к самой инициативе отрегулировать этот рынок, но она делается с ошибками, — считает глава общероссийской Лиги пациентов Александр Саверский. — Пока правовой статус БАДов не определен, ничего не получится. Сегодня добавки регулируются законом о качестве пищевой продукции, но при этом фактически занимают нишу лекарственных средств. Диетическое питание тоже оказывает биологически активное воздействие на организм, но никто же не говорит, что оно способствует профилактике заболеваний, а вот относительно БАДов Минздравсоцразвития этого не отрицает. А ведь профилактика заболевания — непосредственная функция лекарственных средств! Выход один: БАДы пора признать видом лекарственных средств и требования предъявлять соответствующие. А вообще сегодня есть все законодательные рычаги для наведения порядка на этом рынке: факты, что БАДы продаются даже в качестве профилактических средств, подпадают под статью 159 УК — введение потребителя в заблуждение о свойствах товара. В УБЭПе это прекрасно знают, только почему-то ничего не происходит...
|